Казалось бы, куда и зачем можно развивать направление акустических систем? Все физические принципы хорошо известны, и всё, что можно, было изобретено ещё 50 лет назад. Осталось только производить. Но неутомимые немцы из HEDD Audio под руководством Клауса Хайнца не сидят на месте и умудряются регулярно изобретать что-то новое.
Сначала это были собственные революционные AMT излучатели для высоких частот. Потом их руки дошли до собственных оригинальных СЧ-ВЧ динамиков. И в финале, как вишенка на торте, они разработали и внедрили несколько фирменных технологий цифровой обработки в мощном внутреннем DSP. Причём, HEDD выбирает наиболее требовательную к качеству звука аудиторию пользователей, которых уже не устраивают дешевые массовые модели, но кто пока не готов тратиться на Hi-End колонки с огромными габаритами и ценником.
Второе поколение активных студийных мониторов HEDD MK2 пришло на смену чисто аналоговым моделям и обзавелось сразу несколькими интересными фирменными технологиями. Все подробности можно прочесть в нашем обзоре: HEDD Audio Type 07 MK2 — двухполосные 7" активные студийные мониторы с технологиями Lineariser и CoP.
Самый новый официальный ролик о HEDD MK2 можно посмотреть на официальном Youtube канале.
Компания HEDD долгое время обещала нам, но никак не выпускала активные сабвуферы. О сабвуферах давно просили именно пользователи. Но инженеры компании решили немного подождать и выпустить сабвуферы сразу на той же технологической платформе, что и мониторы MK2.
Презентация новинок HEDD в России прошла в марте 2021 г. в Москве, в магазине Dr.Head на Новом Арбате. Мероприятие было организовано официальными представителями, дистрибуторской компанией ARIS. В качестве приглашенного эксперта выступил ваш покорный слуга, основатель и главный редактор ProSound, Максим Лядов.
Ещё раз были подняты вопросы отличия HEDD от других похожих мониторов. Напомним нашим читателям, что производство абсолютно всех мониторов HEDD располагается в Берлине на собственной фабрике. Всё разработано от и до самими немцами. ВЧ-динамики производятся вручную опытными мастерами, которые перешли вместе с Клаусом из компании ADAM. Там же происходит сборка и контроль качества на специальном измерительном оборудовании. Мы лично были на многих других производствах, и можем обоснованно сказал, что фабрика HEDD бесспорно является примером ведущего европейского производителя. При фабрике имеется отдельный собственный инженерный отдел, где работают специалисты под руководством основателя и главного архитектора всех продуктов, Клауса Хайнца.
Мероприятие явно удалось, ведь кроме вводной части о новых продуктах и секции ответов на вопросов была уникальная возможность напрямую через интернет пообщаться с основателем и главным человеком в компании Клаусом Хайнцем и ведущим инженером Дмитрием Григорьевым, а также давалось время всем желающим, чтобы послушать все новые модели мониторов. Если вам не посчастливилось побывать на мероприятии, вы можете посмотреть официальные ролики с Клаусом Хайнцем в нашем дублированном переводе на русских язык, чтобы вы смогли ознакомиться с информацией о новых технологиях HEDD из первых рук.
Дмитрий и Клаус также ответили на вопросы слушателей. Например, всех интересовало, что с мониторами первого поколения и есть ли отличия в динамиках и корпусах. В корпусах отличие в более практичном покрытии. О динамиках немцы нас заверили, что они абсолютно такие же. Как и усилители. Отличия только в плате с DSP, которая содержит фирменные функции Lineariser и CoP.
Послушать мониторы можно в звукоизолированной студии магазина Dr.Head. Там же можно подключить и продукцию других производителей, так как ассортимент магазина весьма впечатляет.
Также в магазине имеются уникальные AMT наушники HEDDPhone ONE класса Hi-End, которые может послушать любой желающий.
Итак, сейчас имеются в продаже 2 модели сабвуферов HEDD: BASS 08 и BASS 12, в которых заложена полная поддержка DSP и всех фирменных технологий. Если у 5-7" мониторов низкочастотный дипазон не является основным, то у сабвуферов - совсем другое дело. Именно там разъезжание фазы из-за акустического оформления корпуса является очень неприятным явлением, дающим хотя и ровный график АЧХ, но размазанный бас и головную боль при попытке послушать музыку. Для домашних кинотеатров такое скорее всего приемлемо, так как на спец эффектах это не очень заметно. Но для студий музыкального и видео продакшн, для басового регистра в музыке, кривая ФЧХ очень нежелательна. Именно поэтому много так не любят сабвуферы, по возможности предпочитая слушать басы через многополосные колонки с как можно более большими НЧ динамиками. На решение этой проблемы, ранее считавшейся неизбежной и не решаемой, были брошены все усилия немцев.
BASS 08 | BASS 12 | |
Диаметр динамика (катушки) | 8’’ (2’’) | 12’’ (2.5’’) |
Диапазон частот (-3 дБ) | 24 - 80 Гц | 20 - 80 Гц |
Upper frequency limit (var.) | 40 - 120 Гц | 40 - 120 Гц |
Граничная частота (-3 дБ):
нормальный / расширенный режим | 24 / 19 Гц | 20 / 16 Гц |
Аналоговый вход / цифровой (AES) вход | 2x / 1x XLR | 2x / 1x XLR |
Входной уровень | ± 12 дБ | ± 12 дБ |
Чувствительность: 0 дБ = 90 дБ SPL/м | -10 / -4 / 0 / +4 дБ | -10 / -4 / 0 / +4 дБ |
Сквозной выход AES | XLR | XLR |
HEDD Lineariser, аппаратная задержка | 30 мс | 30 мс |
Переключатель фазы | 0 / 90 / 180 / 270° | 0 / 90 / 180 / 270° |
Смещение сателлитов (аналоговый выход) | ± 2 м, шаг 0.5 м | ± 2 м, шаг 0.5 м |
Максимальный SPL с 1 м | 105 дБ | 115 дБ |
Усилитель мощности | 300 Вт ICEpower | 700 Вт ICEpower |
АЦП/ЦАП | 96 кГц / 32 бит | 96 кГц / 32 бит |
Цвет корпуса | черный | черный |
Габариты (В x Ш x Г) | 392 x 290 x 400 мм | 595 x 380 x 610 мм |
Вес | 17 кг | 32.1 кг |
Гарантия | 2 года | 2 года |
Из технических характеристик можно видеть, что сабвуферы обладают впечатляющей нижней граничной частотой. При использовании DSP за счет падения максимальной мощности можно достичь частот ниже 20 Гц!
Отметим тут совершенно новые динамики, которых мы не видели в других моделях HEDD. Они были разработаны инженерами специально для данных моделей сабвуферов и произведены по заказу HEDD.
Модель BASS 08 можно назвать компактной по сабвуферным меркам. Для неё точно найдётся место в любой самое небольшой студии или комнате для прослушивания. При этом порты ФИ направлены вперёд и легко доступны для установки идущих в комплекте заглушек для превращения схемы колонки в "закрытый ящик".
В чём главная неприятность кривой ФЧХ колонок? Как известно, временная и частотная область в звуке неразрывно связаны. Перекрученная фаза ломает фронт сигнала, вместо цельного удара бочки барабана или партии контрабаса слушатель ощущает всего лишь некое звуковое давление на низкой частоте. В итоге, в студии звукозаписи невозможно понять и правильно обработать партию баса, а у конечного слушателя возникают совсем не такие ощущения, какие задумывались при создании звукового трека.
Ранее с этим было крайне сложно бороться. Но с развитием DSP, особенно с появлением быстрых и качественных цифровых фильтров, можно сделать очень многое. Во-первых, можно спроектировать цифровой кроссовер с линейной фазой и минимальной зоной совместного звучания двух полос. Также это убирает потерю мощности усилителя на пассивных фильтрах. Во-вторых, можно скомпенсировать присущие колонке или помещению недостатки, например сделать полосовой фильтр компенсации поверхности стола или консоли. В-третьих, можно заранее измерить и скомпенсировать ФЧХ всей системы в целом, у HEDD это называется технологией Lineariser. В первом поколении мониторов Lineariser поставлялся в виде VST плагина или фильтра для всей системы.
Во втором поколении MK2 и в сабвуферах Lineariser прошит во внутренний DSP. Это позволяет подключать к мониторам не только компьютер, но и любые автономные устройства. Это можно делать как по цифре, так и по аналогу. Вариант по цифре чуть предпочтительнее, так как обходится встроенный АЦП. Полностью по аналогу подключить мониторы нельзя. Внутренний многоканальный ЦАП работает всегда и даже при всех отключенных обработках цифровой кроссовер в DSD нужен для сигнала на отдельный усилители мощности. \
В случае сабвуферов HEDD мы имеем ещё более интересную систему. 4-канальный ЦАП там может использоваться для сигнала на внутренний усилитель динамика сабвуфера и для вывода по аналогу сигнала после ЦАП для подключения ЛЮБЫХ мониторов. Не только HEDD Audio. При этом качество ЦАП AKM 44-й серии не уступит массовым моделям звуковых интерфейсов. Если в большинстве цифровых мониторах других производителей стоят ЦАПы зачастую 100 дБ сигнал/шум, что совсем не интересно, то у HEDD стоит ЦАП 115 дБ сигнал/шум.
Если сабвуфер HEDD подключается к мониторам HEDD MK2, то правильной будет схема сквозного подключения по AES сначала сабвуфера, потом всех мониторов. При этом, в мониторах нужно выбрать режим сопряжения с сабвуфером.
Разберём назначение ручек управления:
VOL (dB) подстройка громкости сабвуфера в широких пределах
HEDD Lineariserвключает и отключает поворотом ручки фирменную технологию линейной фазы Lineariser, есть и третье положение звёздочка, зарезервированное производителем
CoP выбор акустического оформления "закрытый ящик" или "фазоинвертор", при этом меняются фильтры DSP
SAT. OFFSET (Satellite Offset) позволяет указать разницу в дистанциях до слушателя от сателлитов и сабвуфера
X-OVER (Crossover Frequency) частота раздела полос кроссовера от 40 до 200 Гц
LF RANGE (Low frequency range) расширяет НЧ диапазон за счет эквализации спада на самых низких частотах, что снижает максимальный SPL
ANALOG/AES выбор входа MONO/ANALOG/LEFT/RIGHT для цифрового или аналогового подключения
INP. SENS. (Input sensitivity) подстройка чувствительности аналогового входа -10/-4/0/+4
Phase установка фазы вручную 0/90/180/270
На наш взгляд, компания HEDD нафаршировала мониторы MK2 и сабвуферы просто огромным числом продвинутых технологий и крутилок, которых бы вполне хватило на несколько обновлений.
Начинка служит тому подтверждением.
Усилитель мощности в классе Д - это готовая плата ICE Power от датчан B&O, как и во всех мониторах HEDD. Она обеспечивает высокую мощность 300 Вт и практически отсутствующий нагрев, так как почти вся энергия идёт в звук, а не в тепло. Для усилителей высокой мощности это особенно актуально.
Плата с DSP и чипами АЦП / ЦАП находится рядом с усилителем. Микросхема DSP Analog Devices SHARC предоставляет мощные вычислительные возможностью с разрядностью 32/40 бит. Все кроссоверы, фильтры и вся цифровая обработка рассчитана и запрограммирована инженерами компании HEDD. АЦП AK5552 и ЦАП AK4454, обладают высокими характеристиками. АЦП на аналоговом входе работает в режиме 24 бит 96 кГц. Динамический диапазон составляет 115 дБ. Это пока лучшая начинка, что мы видели в подобных моделях мониторов со встроенным АЦП+DSP+ЦАП.
Чистого режима аналогового усиления в мониторах нет. Сигнал с аналогового входа всегда будет проходить через АЦП и DSP. Кроссоверы только цифровые. То есть подать напрямую сигнал на усилители никак не получится. Поэтому, чтобы достичь максимального качества звука, лучше подать сигнал на мониторы сразу в цифровом виде, по интерфейсу AES. Так можно избежать одного лишнего преобразования из аналога в цифру и получить максимальное качество.
Мы подключали и по аналоговому балансному, и по цифровому AES подключению. По цифре звук нам понравился больше, по аналогу он тоже неплох. Сабвуфер не очень дружественный к бытовым источникам, так как не имеет RCA входов ни цифровых, ни SPDIF. Но дело при желании решается переходниками. Цифровое AES подключение имеет преимущества даже если источник имеет бытовой разъём SPDIF. Можно использовать более длинный AES кабель и уровень помехозащищенности из-за балансной схемы будет существенно выше, что важно для студий, где сосредоточено очень много разного оборудования.
Технология Lineariser - это главная фича сабвуфера HEDD BASS 08. При включении линеаризации сразу же слышна разница. Бас перестаёт быть размазанным и гулким, он собирается в единый кулак и музыка сразу звучит намного более эффектно. Вместе с Lineariser нужно обязательно согласовывать мониторы и сабвуфер, как по частоте, так и по относительной задержке сигнала. При правильной настройке возникает очень интересный эффект - сабвуфер перестаёт локализоваться. Он как будто стоит, но не играет. Звук полностью слитно идёт из мониторов. А это именно то, что требуется от 2.1 системы трифоник - заменить две огромные колонки на сателлиты и сабвуфер. Эффект получается очень сильным.
Что нам ещё особенно понравилось, это сквозное подключение мониторов к сабвуферу. Вовсе не обязательно чтобы сателлиты 5-7" были производства HEDD. Для ВЧ и СЧ диапазонов уход фазы от ровной линии не слишком сильный, поэтому можно подключать к сабвуферу HEDD мониторы и других производителей. Мы подключали ADAM 5" мониторы прямо в сабвуфер по аналоговым проводам, а компьютер по AES только к сабвуферу, и остались очень довольны полученным результатом. Кроссовер внутри сабвуфера очень точно и качественно отрезает лишние частоты, которые сателлит играть не может и получается слитный звук без провала диапазонов.
Минус цифровой технологии - задержка сигнала на 30 мс, которую никак нельзя обойти, потому что фильтрам на НЧ нужно время для коррекции фазы. То есть для мониторинга в реальном времени и при игре в мониторах на живых инструментах технологию придётся отключать. На самом деле, это не большая проблема, так как мониторинг в 99% случаев требутся для вокала и инструментов. А они играют преимущественно в среднечастотном регистре, где технология Lineariser корректирует звук меньше всего, а значит разницы от включения Lineariser в верхнем диапазоне будет мало и звук будет и так хорошим. Драматизировать момент с мониторингом, на наш взгляд, не нужно.
Также весьма необычно, что имеется искусственное расширение АЧХ до нижней границы ниже чем 20 Гц, за счёт эквализации в DSP, за счет снижения запаса по мощности у усилителя. Мы попробовали расширение диапазона и большой разницы не услышали, так как музыки с частотами 20 Гц мало, её нужно специально искать. Вторая проблема с рекордно низкими частотами в том, что они требуют очень большое помещение, свободное от резонансов и стоячих волн. Хотя у нас было оборудованная комната с басовыми ловушками и панелями звукопоглощения, всё равно для правильного мониторинга диапазона 20-30 Гц этого было недостаточно. Так что любители самых глубоких низов должны раскошелиться на помещение и специальную обработку - изменение геометрии стен и потолка так, чтобы не было параллельных поверхностей не образовалось зон с избытками и провалами определённых частот.
Мы задали Клаусу вопрос, ведутся ли в компании HEDD разработки на тему коррекции АЧХ помещения, чтобы пользователь мог как-то скорректировать неидеальность комнаты. Клаус отказался вдаваться в детали, однако сослался на третий режим линеаризатора, который помечен звёздочкой, только сказал, что это пока секрет. В будущем всё может быть, так что следим внимательно за анонсами компании!
В комплекте поставляются две заглушки для портов фазоинвертора, чтобы менять акустическое оформление на "закрытый ящик" (ЗЯ). Ручка с резьбой на конце служит для их извлечения. Если говорить абстрактно, то у ЗЯ есть преимущество перед ФИ в точности передачи звука. Но если брать конкретные колонки, может быть как угодно. Можно сделать хороший ФИ и плохой ЗЯ. Можно наоборот. Выбранная схема не является панацеей и требует очень высокой квалификации от разработчика.
На наш взгляд, реализация фазоинвертора у HEDD BASS 08 в сочетании с включенным выравниванием фазы Lineariser сделано отлично. Переход к ЗЯ затыканием портов нельзя назвать однозначно положительным. Тут может всё зависеть от ситуации. Мы слушали мониторы в хорошо подготовленном помещении, с басовыми ловушками, поэтому у нас стандартное включение в режиме ФИ не вызывало проблем с бубнением. В каких-то других помещениях всё может быть по-другому. Против ЗЯ в студии, на наш взгляд, играет тот факт, что конечный пользователь будет в любом случае использовать колонки именно с ФИ. Потому что индустрия бытовых Hi-Fi колонок и студийных мониторов в 99.9% отдаёт предпочтение именно ФИ, как наиболее эффектной и полночастотной схеме. Также не стоит забывать, что при работе в ЗЯ количество искажений на низких частотах выше примерно в 10 раз, чем при ФИ. Это происходит из-за того, что при ФИ динамик перемещается более свободно и линейно, он не нагружен на внутренний объём корпуса. Между тем ЗЯ даёт более собранный бас, что в некоторых ситуациях может звучать выигрышно. Единственное, что мы вам посоветуем при выборе между Closed и Ported - слушайте своими ушами. Важно, что производитель не навязывает нам своё мнение, а даёт право выбора.
За что можно покритиковать HEDD? Подключение AES является более предпочтительно, чем по аналогу. Этот интерфейс не является чем-то особенным, например, у нас было 2 устройства американцев Lynx Studio с таким выходом, но всё же источник звука с AES выходом найти сложнее. Можно подключать через недорогой переходник с SPDIF на AES от компании Neutrik, который представляет собой согласующий трансформатор. Нам немного жаль, что производитель отказался от модульной системы собственных плат с разными способами подключения. Таким образом, для Dante подключения теперь необходимо самостоятельно поискать такое устройство, для перехода с Dante на AES. То же касается и прочих интерфейсов.
Мы попросили производителя прислать свои собственные паспортные графики, полученные в безэховой камере, так как на наших графиках в зависимости от выбранной точки измерения есть пики и провалы в районе 30 Гц от помещения.
На первом графике виден режим с открытыми портами фазоинвертора и стандартной частотой среза 80 Гц. АЧХ является идеально ровной линией
Нас очень интересовал график с режимом расширенного частного диапазона. Он реально эффективно добавляет для BASS 08 самых самых низких частот.
Также интересно посмотреть на АЧХ закрытого ящика, где убирается пик добавки от портов ФИ. График ожидаемо имеет более плавный спад, а для режима Extended он позволяет получить рекордный диапазон АЧХ.
HEDD BASS 08 - долгожданный студийный сабвуфер, к которому приложил руку Клаус Хайнц и его команда. Это квинтэссенция наработок немцев из HEDD Audio за все предыдущие годы. Когда многие более раскрученные компании почивают на лаврах и выпускают десятилетиями одни и те же модели, немцы постоянно радуют нас новаторским подходом и собственными отличными разработками. При этом сабвуферы остаются доступными по цене. Перед пользователем может даже встать дилемма - что лучше купить, Type 05/07 + BASS 08/12 или 3-полосные мониторы Type 20/30? На наш взгляд, 3-полосные модели лучше по качеству верхнего баса, но уступят по нижней граничной частоте. Также система с сабвуфером выглядит компактнее при установке и доступнее по цене. Всю линейку моделей HEDD обязательно стоит послушать самостоятельно. Сделать это можно, например, в демо-студии, которая расположена в магазине Dr.HEAD в Москве, на Новом Арбате.