Микрофоны AKG C214, C314, C414 XLS — самые совершенные модели конденсаторных микрофонов в линейке австрийского производителя. На всякий случай скажем, что все перечисленные микрофоны разработаны в Вене, Австрия, изготовлены в Евросоюзе, не в Азии.
Компания AKG является легендарным производителем конденсаторных микрофонов. Модель C414, с различными приставками, является долгожителем. Её знают все, кто работает в сфере звукозаписи, концертной деятельности и вещания. AKG C414 применяют для записи или подзвучки солирующих вокалистов и живых инструментов, для классической музыки, как оверхед-микрофон для снятия ударной установки, для записи ансамблей.
C414 XLS — это современная, самая последняя версия легендарного C414, который был представлен в 1971 как первый микрофон на полевых транзисторах, пришедший на смену ламповым моделям AKG с капсюлем CK-12. Цифра 4 берётся от количества диаграмм направленности, которые были у самого первого такого микрофона. За долгое время выходили модели с разными приставками C414 EB (1976), C414 EB-P 48 (1980), C414 B-ULS и –TL (1986), C 414 B-TL II (1993), C 414 B-XLS и C 414 B–XL II (2004). Интересно, что с выпуском каждой новой модели использовались всё более современные материалы, которые позволили сделать размер мембраны более тонким, не теряя в прочности. На звуке это сказывалось положительным образом - росла чувствительность, снижались искажения. Те музыканты, которые давали свои микрофоны 30-летней давности в AKG на замену износившейся мембраны на современную, отзывались об апгрейде сугубо положительно.
Модель C414 XLS, о которой мы расскажем сегодня — это прямой наследник C414 B-XLS. Обновление, C414 XLS, увидело свет в 2010 году. По меркам жизненного цикла микрофонов, которые выпускаются без существенных изменений 50 лет подряд, это всё ещё новинка.
Основатель Нью-Йоркской студии, которая работала с Eminem, Jenifer Lopez, P.Diddy, Jay-Z, Bjork и другими известными исполнителями признаётся в любви к микрофону AKG C414:
Необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Первый микрофон AKG с большой мембраной – это ламповый конденсаторный микрофон C-2, представленный в 1952. Годом позже, в 1953 году, был представлен микрофон C-12, с несущественными изменениями, поменялась модель, лампы, стоящей внутри микрофона.
AKG был первым производителем, кто придумал конструкцию микрофонного капсюля с двумя неподвижными пластинами, выполняющими роль электрода. Принцип действия любого конденсаторного микрофона неизменен: одна обкладка конденсатора - это неподвижная пластина, вторая – подвижная, мембрана. Обычно это тонкий полимер с золотым напылением. Новаторство здесь в том, что капсюль конденсаторного микрофона AKG состоит из двух обкладок и двух мембран. Преимущества такой конструкции очевидны – можно менять диаграмму направленности, не теряя в чувствительности капсюля.
Вариант реализации такого капсюля был запатентован AKG в 1954 году под именем CK-12, по названию первого микрофона с этой мембраной, C-12. Поэтому легендарный капсюль назывался именно CK-12 всё последующее время аж до 1981 года. Также интересно, что в отличие от мембран Neumann, у капсюля AKG контакт подсоединялся к краю мембраны, а не к неподвижному центру. Поэтому колебания происходили не в виде кольца, а колебалась полностью вся мембрана. Позже такой тип микрофона был назван edge-terminated, а капсюль CK-12 производства AKG, стал использоваться и в микрофонах Telefunken 250.
В современных микрофонах уже не используются винты для фиксации краёв мембраны, а жёсткое крепление заменено на резиновый подвес. Ниже наша фотография внутренностей современной версии микрофона AKG C414 XLS, который мы получили для обзора:
Здесь хорошо виден и резиновый подвес, и литой цельнометаллический каркас, и золотое напыление на микронной мембране. Также мы запечатлели дискретную начинку - на плате хорошо видны сдвоенные транзисторы, желтые танталовые конденсаторы, твердотельные емкости. Очевидно, что всё рассчитано на очень долгий срок службы, гораздо дольше гарантийного срока.
С капсюлем CK-12 связан любопытный курьёз. Лабораторные образцы имели высокую резонансную частоту и абсолютно ровную АЧХ до 10 кГц. Но! У вышедших с конвейера CK-12 из-за неточностей в отливке резонансной камеры совершенно случайно получился подъём на ВЧ в 3 дБ. Мнения музыкантов разделились - часть из них, записывающих инструменты, попросили сделать звук более нейтральным, а другая часть, записывающих вокал, попросили AKG ничего не трогать и оставить presence, который приятно облагораживает тембр голоса. Поэтому, все микрофоны AKG последних десятилетий разделяются на нейтральные, с более ровной АЧХ (модели с приставкой XLS), и со звуком в стиле ретро-капсюля CK-12, с "фирменным" подъёмом на ВЧ (XL II). Микрофоны в старом стиле также намеренно оформлены в ретро-дизайне. Их можно безошибочно отличить по жёлтой латунной сетке XL II, тогда как у нейтральной модели XLS сетка более светлая.
Ещё один секрет качественного звучания капсюля CK-12 – в особой перфорации рисунка напыления мембраны и неподвижной пластины, что обеспечивает неповторимое фирменное звучание CK-12. Причём рисунок отверстий мембраны и пластины намеренно не совпадал.
Интересно, что по просьбам музыкантов AKG выпустила современную реплику старого лампового микрофона С12, под названием C12 VR. К сожалению, цена такого микрофона составляет $6000, а звук, хотя и воссоздаёт ретро-микрофон, по шуму и некоторым параметрам проигрывает существенно более доступным транзисторным микрофонам C414, с ценой всего лишь $1000. Таким образом, можно констатировать, что "прошлое прошло", и ламповый ретро-микрофон остаётся лишь предметом гордости коллекционеров или тех, кому важна аутентичность звука для воссоздания записей в соответствующих ретро-стилях.
Студии звукозаписи и сценические музыканты очень хорошо восприняли именно модель C414, продажи которой составили рекордные показатели в сотни тысяч штук, сделав C414 настоящим бестселлером AKG. В современных C414 XLS и C414 XL II количество вариантов диаграммы направленности выросло до 9, добавились новые промежуточные значения. Каким образом формируется круг, кардиоида, гиперкардиоида, восьмёрка? Сигналы с двух мембран, стоящих спиной друг к другу, складываются и вычитаются с определённой фазой. Поэтому не стоит удивляться, что помимо основных вариантов возможны и промежуточные.
Все три модели микрофона поставляются в шикарной комплектации. У всех есть металлический кейс для хранения и переноски.
Внутри кейса обязательно имеется паук и поролоновая ветрозащита. Отличия между C214 и C314 только в жестком держателе для стойки у C314.
Самый шикарный комплект, конечно же, у старшей модели C414. Ведь здесь есть отличный фирменный поп-фильтр! Для младших моделей поп-фильтр придётся докупать отдельно. Кстати, ещё раз отметим, что для профессионального применения нужен именно фирменный поп-фильтр. Дешевые китайские аналоги, с некоей черной сеткой, натянутой на пластиковую раму, вообще не защищают мембрану от бубнения, но "зато" режут воздух на свистящих согласных. То есть это неработающая имитация поп-фильтра, ухудшающая звук. Действие поп-фильтра должно заключаться совсем в другом: энергия потока воздуха полностью поглощается за счёт гибкости ткани, но тембр звука вообще не меняется. Мы видели десятки фильтров разных производителей. Дорогие фирменные и дешевая ноунейм имитация - это небо и земля. Не стоит экономить!
Печатное руководство по микрофону - исключительно полезная вещь! Особенно если у вас нет большого опыта в постановке микрофона в разных сценариях. Звук при записи солирующих инструментов будет кардинально отличаться при изменении положения и расстояния до артиста. И даже при смене точки записи в помещении и ориентации инструмента в пространстве. Недаром говорят: "все углы помещения звучат по-разному". Самый верный способ - это установить микрофон в рекомендуемое положение и дальше поэкспериментировать.
Модель микрофоны | C414 XLS | C314 | C214 |
Тип капсюля | конденсаторный | электретный | электретный |
Капсюль | 1", градиент давления | 1", градиент давления | 1", градиент давления |
Диапазон частот | 20 - 20000 Гц | 20 - 20000 Гц | 20 - 20000 Гц |
Эквивалентный уровень шума | 6 дБА | 8 дБА | 13 дБА |
Чувствительность | 23 мВ / Па | 20 мВ / Па | 20 мВ / Па |
Сигнал/шум | 88 дБА | 86 дБА | 81 дБА |
Pad | 0, -6, -12, -18 дБ | 0, -20 дБ | 0, -20 дБ |
Фильтр Low Cut | 160 Гц, 6 дБ/октаву;
80, 40 Гц, 12 дБ/октаву | 100 Гц, 12 дБ/октаву | 160 Гц, 6 дБ/октаву |
Количество диаграмм направленности | 9 | 4 (кардиоида, суперкардиоида, круг, восьмёрка) | 1 (кардиоида) |
Фантомное питание | 44 - 52 В | 44 - 52 В | 12 - 52 В |
Габариты | 38 x 50 x 160 мм | 43 x 55 x 160 мм | 38 x 50 x 160 мм |
Вес | 300 г | 300 г | 300 г |
Светодиодный индикатор перегрузки | есть | есть | нет |
С микрофоном C414 XLS мы более-менее разобрались. Это самая современная версия легендарной транзисторной модели 1971 года. Стоит теперь рассказать о младших C314 и C214. Более ранняя модель - это младшая C214. Она самая доступная по цене, стоит всего $400. За основу здесь также берётся современный вариант большого 1" капсюля, но мембрана только с одной стороны. А переключение диаграмм направленности отсутствует, как во многих недорогих микрофонах. Хотя мембрана та же самая, микронная с золотым напылением, немного отличается принцип работы. Вместо поляризующего напряжения +48 В используется постоянно заряженный 2 мкм слой электрета. Таким образом, капсюлю не требуется фантомное питание, однако сигнал необходимо существенно усилить до такого же уровня, как в классическом конденсаторном капсюле с подведённым поляризующим напряжением. Именно для питания усилителя и используется фантомное питание +48В. Требования к питанию указаны в таблице. Младшая модель может работать в большем диапазоне напряжений, но и сигнал/шум там чуть ниже.
Надо сказать, что на заре своей молодости, в 70-х годах, электретные капсюли не отличались качеством и были уделом портативной и измерительной аппаратуры. Но современные продукты - совсем другое дело. Такие ведущие компании, как AKG, DPA и RODE, десятки лет выпускают дорогие студийные микрофоны на базе этой технологии. И качество записи звука существенно превосходит бюджетные модели на той же самой технологии. Даже немцы из Neumann написали пояснительную статью, в которой хвалят эту технологию, намекая на AKG и их микрофоны. (Не иначе, как Neumann настроен спуститься в тот же лакомый рынок микрофонов $400-1000, где им пока вообще нечего противопоставить AKG. Если посчитать цену самого дешевого широкомембранного студийного Neumann, с подвесом и поп-фильтром, с единственной кардиоидой, без чемоданчика, без каких-либо регулировок на корпусе, то есть хуже по оснащению, чем AKG C414 - всё равно при этом ценник у Neumann уходит за $1500.)
Микрофон C314 - это самая новая разработка AKG, где электретная технология доведена до совершенства. В этой модели звук не отличим от C414 XLS - материалы и конструкции капсюлей полностью идентичны, а собственный уровень шума и чувствительность лишь на пару дБ уступает старшей модели. Новый дискретный усилитель позволил достичь невиданных ранее параметров. Модель однозначно шедевральная, особенно учитывая существенно более доступную цену на этот микрофон, $700. Хотя сам производитель говорит, что C314 создан для проджект-студий и самой широкой аудитории.
Чтобы C314 не так сильно спорил с C414 XLS и не мешал продажам, производитель реализовал чуть меньше фич и не доложил в комплект фирменный поп-фильтр. То есть в AKG сами испугались, не перестарались ли они с качеством в этой модели? Всё-таки топ C414 должен оставаться топом. Также C414 идёт с индивидуальным графиком АЧХ для данного экземпляра, всех основных паттернов. Этот график ненамного отличается от графика на сайте производителя, то есть практического смысла в нём мало, но всё же приятно ощутить заботу производителя.
Главный вопрос: чем по звуку отличаются модели и какую модель микрофона выбрать?
В Youtube можно найти различные сравнения микрофонов, где участвуют десятки разных моделей. К сожалению, в большинстве случаев понять что-то определённое нельзя. На это есть ряд причин. Просто поставить микрофоны в кучу и нажать кнопку "запись" - такой подход мало что даёт. Первая проблема - микрофоны ставят на расстоянии 50-100 см, все в одну кучу. В то время как в реальности лучшее расстояние для записи составляет 15-30 см. Дальше есть две проблемы: с удалением от мембраны сильно меняется тембр звука, а на запись начинает попадать слишком много помещения. Звук получается неразборчивым, бедным по тембру. Сразу создаётся впечатление, что китайский ноунейм микрофон не отличается от лучших студийных моделей. Но так как сам звук в записи оставляет желать лучшего по качеству, можно справедливо направить все претензии к тем, кто проводит тест - вы занимаетесь профанацией или заинтересованы в записи звука как можно более высокого качества? В реальности, если всё сделать правильно, разница между разными микрофонами появляется, и очень большая. Таким образом, нам не очень нужны "непредвзятые" показные тесты из серии "я тут записал что-то непонятное, а за дальнейшее не отвечаю". Нам нужны профессиональные тесты, с правильным использованием аппаратуры, с анализом особенностей моделей и рекомендациями.
К тестированию микрофонов мы привлекли практикующих профессиональных музыкантов. Вокалистка Инна Серова спела несколько популярных песен.
Григорий Лядов сыграл на трубе джазовую тему Erroll Garner "Misty".
Микрофоны отлично справились, обеспечив высокое профессиональное качество записи, что делает их применимыми для любых самых ответственных задач.
Мы провели многократные дубли записи в разном положении микрофона, с разным расстоянием и ориентацией на источник звука. Для каждого микрофона стоит подобрать лучшие условия записи для имеющегося сценария - вокал, речь, инструмент. При записи трубы оптимальное расстояние 30 см и микрофон лучше чуть сместить от оси раструба. Для вокала это 20 см. с точной ориентацией на исполнителя. При записи речи дистанцию лучше сократить до 10-15 см. Эффект близости, то есть подъём НЧ при приближении, у AKG С серии выражен не так сильно, как у других микрофонов, то есть не приносит проблем. Комплектный поп-фильтр справляется очень хорошо. Также мы выяснили, что с гиперкардиоидой у AKG тембр получается беднее. При записи солистов лучше остановиться именно на кардиоиде, а гиперкардиоиду оставить для записи дуэтов и ансамблей.
Почему мы не использовали для записи вокальную кабину? Последние мнения специалистов говорят о том, что в такой кабине всё равно присутствует естественная реверберация и резонансы помещения на СЧ, и всё это потом ничем не удалить из записи, не замаскировать никаким искусственным ревером. Хорошие результаты можно получить при записи в просторном помещении без порхающего эха, а влияние комнаты снизить звукопоглощением. При записи инструмента мы использовали 10 см слой синтепона, размещенного на расстоянии 50 см за микрофоном. Такой вариант существенно снизил влияние помещения и улучшил тембр трубы на записи.
Если изучить обзоры в интернете, именно модель C414 XLS многие специалисты настойчиво советуют для записи инструментов. Вся особенно этого микрофона заключается в более ровной АЧХ, чем у традиционных вокальных моделей. То есть, на самом деле, можно использовать любой микрофон, с последующей коррекцией АЧХ. Единственное, при записи трубы или тромбона необходимо снизить чувствительность имеющимся на корпусе переключателем PAD. Мы поставили режим -18 дБ, чтобы гарантированно избежать перегрузки электронной начинки. В микрофонах AKG C314 и C414 такую перегрузку легко проконтролировать, так как на микрофоне имеется светодиодный индикатор, который не только загорается красным в случае перегрузки уровня, но и держится в этом состоянии в течении некоторого времени. Конечно, это очень удобно. Чтобы гарантированно избежать задувания мембраны, можно одеть комплектный поролоновый колпачок. Он же может выполнить роль поп-фильтра при записи дикторов и вокалистов.
Микрофоны AKG C214, C314, C414 XLS проявили себя как высококачественные профессиональные модели, с не очень уж большой разницей по звуку. И это не удивительно, ведь все они выполнены на основе современной версии легендарного капсюля AKG CK-12. Все модели идут в прекрасной комплектации: с пауком и жестким металлическим кейсом для хранения и транспортировки.
Модель C214, как более ранняя, отстоит дальше от старших моделей. Она имеет чуть больше высоких частот в районе презенса, но по тембру немного попроще. Разница не очень заметна, её не стоит драматизировать. Модель C214 - более массовая. Она является конкурентом ноунейм микрофонам и младшим моделям брендов. C214 входит в наборы микрофонов AKG для записи ударных, как пара оверхед-микрофонов. То есть C214 можно применить вообще для чего угодно, для записи речи, вокала, инструментов и, конечно же, подзвучки живых выступлений. Модель C214 не требовательна к перепадам фантомного напряжению (не потребляет много тока, и достаточно подать питание 12 В), поэтому она хорошо подойдёт для выездной звукозаписи. Можно смело порекомендовать C214 при ограниченном бюджете, в домашних и проектных студиях.
Если же это коммерческая студия с хорошими финансовыми возможностями, то стоит обратить внимание на микрофоны AKG C314 и C414. Как мы уже сказали, модель AKG C314 очень близка по звуку к C414, их даже можно спутать, если не записывать дубли одновременно на оба микрофона. Производитель позиционирует C314 для персональных студий, а C414 для коммерческих. Мы можем с этим только согласиться. Разница между моделями проявится только на очень качественных микрофонных предусилителях. Если используется массовый звуковой интерфейс с микрофонным входом, то разница между моделями не такая большая. Поэтому можно сэкономить денег и взять модель AKG C314. И всё же спустя несколько дней записи на разные микрофоны мы отдали предпочтение C414. Причём, для вокала более выигрышно будет звучать C414 XLII, а для инструментов C414 XLS. Хотя ничто не мешает поднять эквалайзером зону презенса в более нейтральной модели C414 XLS или опустить её в C414 XLII. Всё прочее в этих моделях полностью совпадает. В пользу C414 модели можно назвать лучшую комплектацию. Здесь идет не только поролоновая ветрозащита, но и фирменный качественный поп-фильтр. Если позволяют финансы, стоить выбрать именно C414.
Смотрите наш Видеообзор и тест микрофонов AKG C214, C314, C414 XLS. Для просмотра видео в максимальном качестве используйте кнопку плеера "Развернуть на весь экран".