Технологии производства постоянно совершенствуются, и компания Arturia старается регулярно воплощать в своих устройствах новые подходы и свежие решения. Совсем недавно появившийся синтезатор Arturia PolyBrute 12 подтверждает стремление французского производителя идти в ногу со временем и в своих инструментах соответствовать современным требованиям музыкантов.
На первый взгляд может показаться что PolyBrute 12 является лишь улучшенной версией одноименной модели с расширенной полифонией. Oднако, в PolyBrute 12 есть ключевое изменение, способное привлечь внимание к себе не только энтузиастов, но и самых продвинутых клавишников и саунд продюсеров. Дело в том, что в новом синтезаторе используется клавиатура с прогрессивной механикой, которую Arturia запатентовала как FullTouch. В отличие от традиционной механики клавиатура FullTouch регистрируют не только привычные параметры velocity и aftertouch, но и отслеживает в реальном времени положение каждой клавиши. Это позволяет с помощью клавиш не только исполнять ноту с какой-то определенной громкости, но и иметь в своем распоряжении дополнительный источник управления, который можно назначить на один или несколько модулирующих параметров синтезатора. Такая возможность существенно расширяет средства выразительности и меняет подход к традиционной игре на инструменте. Подобного нет ни у одного другого аналогового синтезатора, что делает Arturia PolyBrute 12 уникальным в своем роде инструментом. Важно отметить, что это FullTouch не заменяет собой привычный aftertouch в конце хода клавиши, обе функции могут работать одновременно.
В синтезаторе PolyBrute 12 предусмотрено три режима работы клавиатуры FullTouch. В режиме FullTouch AT вертикальный ход клавиш соответствует полному диапазону aftertouch, при этом традиционный aftertouch в нижней точке клавиши не работает. В режиме FullTouch AT>Z вертикальный ход клавиш также соответствует всему диапазону aftertouch, но функция aftertouch в нижней точке клавиши работает как источник модуляции. И третий режим FullTouch Env>AT позволяет нажатием клавиши контролировать гейт огибающей, при этом функция aftertouch работает только в нижней точке как у обычных клавиш. Обычный режим работы механики, без FullTouch в синтезаторе тоже имеется. В этом случае механика PolyBrute 12 будет работать как в предыдущем синтезаторе PolyBrute с традиционным aftertouch в нижней точке.
Идея использовать положение клавиш как дополнительный источник управления очень здравая и в синтезаторе PolyBrute 12 она реализована прекрасно. Появившиеся возможности позволяют по-новому взглянуть на исполнение привычных штрихов и приемов игры. Это по меньшей мере интересно и очень увлекательно. Изменяемая атака или динамические оттенки в зависимости от глубины нажатия клавиш значительно повышают выразительность исполнения даже на простых тембрах. Что уж говорить о пресетах с богатой модуляцией и глубоким морфингом. И все это доступно только играя на клавишах, без необходимости прописывать сложные автоматизации. Безусловно потребуется выработать определенный навык, но для практикующего клавишника это вообще не проблема. На сайте производителя можно найти примеры использования возможностей FullTouch в синтезаторе PolyBrute 12.
Что касается возможностей синтеза, то PolyBrute 12 остается таким же мощным полностью аналоговым полифоническим синтезатором, как и PolyBrute. С большим количеством разнообразных пресетов, удобной матрицей модуляции, оригинальными контроллерами, цифровыми стереоэффектами и двусторонней интеграцией с приложением PolyBrute Connect, но обо всем по порядку.
Синтезатор PolyBrute 12 представляет собой полифонический синтезатор и в отличие от предыдущего PolyBrute одновременно позволяет воспроизводить до 12 голосов. Этого более чем достаточно для создания полноценных аккордовых последовательностей аутентичным аналоговым тембром. PolyBrute 12 является субтрактивным синтезатором. В его основе лежат два осциллятора, постоянно формирующих три типа волны (пилу, треугольник и меандр), и генератор шума. При этом форма волны имеет не фиксированный вид, а в процессе настройки плавно изменяется. Для первого осциллятора кроме изменения формы волны и частоты колебаний предусмотрена настройка насыщения спектра гармониками Metalizer и изменения ширины импульса Pulse Width. У второго осциллятора вместо Metalizer используется сабосциллятор, генерирующий синус октавой ниже. Кроме этого, предусмотрена плавная регулировка синхронизации осцилляторов и возможность FM модуляции первого осциллятора вторым осциллятором. Для генератора шума предусмотрена настройка спектра и возможность служить источником модуляции для фильтра.
В синтезаторе используется два типа фильтров. Один из них нам хорошо знаком по монофоническим синтезаторам Brute — это двухполюсный фильтр Steiner-Parker с характерным звучанием и фирменным сатуратором Brute Factor. Однако в отличие от ранних версий, где фильтр работал только в каком-то одном выбранном режиме, в PolyBrute можно плавно перемещаться от одного к другому. Второй фильтр представляется собой обычный лестничный фильтр с добротностью 24 дБ на октаву.
Работа фильтров в PolyBrute реализована довольно интересно. Они могу работать последовательно, обрабатывая сигнал друг за другом, как если бы это был единый фильтр. Или параллельно - обеспечивая раздельную обработку сигнала в левом и правом канале. Дополнительную гибкость при этом обеспечивает еще и возможность назначения на определенный фильтр основных осцилляторов. Еще одной невероятно удобной функцией является регулятор "Master Cutoff", позволяющий управлять частотой среза у обоих фильтров.
В синтезаторе используется три генератора LFO. Для LFO1 и LFO2 предусмотрены семь фиксированных типов волны с традиционными настройками фазы, частоты и начала колебаний. LFO 3 выглядит иначе. Форма синуса изменяется плавно и имеет настройку соотношения нарастания и спада. Кроме этого, имеется режим однократного воспроизведения и возможность дополнительно промодулировать LFO1. Все три огибающих могут работать как в униполярном, так и в биполярном режиме модуляции.
В качестве огибающих используются три ADSR огибающих, которые кроме всего прочего можно назначить на различные параметры в матрице модуляции.
Матрица модуляции в синтезаторах PolyBrute выполнена такой же, как в синтезаторе MatrixBrute. Это очень гибкий и крайне эффективный инструмент по созданию модуляционных связей. С её помощью можно очень легко создавать самые сложные конфигурации и при этом видеть всю картину целиком. В синтезаторе предусмотрено 12 источников модуляции. В матрице они подписаны с левой стороны от кнопок (A - L) и соответствуют горизонтальному направлению. Параметры для назначения модуляции отображаются на дисплее, они соответствуют вертикальным рядам в матрице. Для назначения модуляции достаточно выбрать необходимое пересечение и нажать на кнопку, указав требуемое количество модуляции.
В PolyBrute можно назначить практически все регуляторы, которые имеются на борту синтезатора. Одновременно на дисплее отображается всего 8 параметров, поэтому при необходимости экран пролистывается еще четыре раза на следующие 8 параметров. Для того, чтобы не искать необходимый параметр из всего списка, можно его назначить на нужный ряд самостоятельно. Для этого нужно только нажать на круглую кнопку вертикального ряда и затем покрутить нужный регулятор. Кроме этого, матрица позволяет назначить на какой-нибудь дополнительный источник уже промодулированный параметр, позволяя создавать продолжительные сложные динамически развивающиеся модулирующие цепочки.
В отличие от ранних одноголосых аналоговых синтезаторов Arturia инструмент PolyBrute 12 имеет полностью цифровое управление. Благодаря этому синтезатор имеет на борту большое количество пресетов с разнообразными тембрами, которые мгновенно переключаются, как в любом другом цифровом синтезаторе. Это позволяет использовать синтезатор не только в студийных условиях, но и в качестве концертного инструмента. Для регулировки всех основных параметров синтезатора при переходе от одного пресета к другому в синтезаторе предусмотрено несколько вариантов инициализации. В режиме Hook регулятор изменяет параметр только когда достигнет выставленного значения. В режиме Jump значение мгновенно изменится на текущее при повороте регулятора. Режим Scaled изменяет параметр сразу при движении регулятора, однако значение не перескакивает, а плавно регулируется, масштабируя запас по регулировке. И уже при достижении конечной точки регулируется как положено.
В памяти синтезатора содержится 768 пресетов. Среди них 480 уже готовых тембров и 288 пустых слотов, заготовленных под пользовательские конфигурации. Навигация по коллекции пресетов и их загрузка производится с помощью главного регулятора и кнопок в секции модуляции. Верхний ряд круглых кнопок переключает банки. Кнопками выбираются соответствующие слоты с пресетами. Для удобства все пресеты сгруппированы по категориям и при выборе какой-то определенной категории кнопки с пресетами этого типа будут подсвечиваться во всем банке. Останется лишь нажать на соответствующую кнопку и пресет будет активен.
В PolyBrute все пресеты двухтембральные, то есть сочетают в себе два отдельных тембра, которые можно использовать одновременно, как единый двухслойный тембр, или по отдельности. Благодаря цифровому управлению в синтезаторе предусмотрен режим морфинга, позволяющий в рамках выбранного пресета плавно трансформировать звучание одного тембра в другой. Очень важно, что морфинг в PolyBrute работает не как обычный кросфейдер, он именно трансформирует звучание, как если бы мы плавно изменяли все параметры синтезатора одновременно, преобразуя один тембр в другой. Звучит это очень здорово.
Морфинг можно выполнять отдельным регулятором Morph или с помощью уникального трехосевого контроллера Morphée. И если регулятор трансформирует тембр линейно, то с помощью контроллера Morphée это можно делать более гибко и избирательно. Сенсорная поверхность регистрирует прикосновение по осям X и Y. При нажатии площадка контроллера утапливается внутрь корпуса, обеспечивая дополнительное управление по оси Z. Все три оси можно использовать в качестве источников модуляции и творчески подойти к управлению разнообразных параметров синтезатора. Также с помощью контроллера Morphée очень удобно видоизменять секвенции или арпеджио, внося элементы рандомизации в разные элементы последовательностей.
В Polibrute 12 есть еще один ленточный контроллер, выполненный в виде длинной сенсорной полоски, расположенной над клавиатурой.
С помощью этого контроллера можно дополнительно управлять всевозможными параметрами синтезатора во время игры. В готовых пресетах на полосу уже назначены самые разные настройки, наиболее ярко и продуктивно изменяющие звучание. Использование контроллера будет особенно уместно при живом выступлении, так как эффектное управление добавляет исполнению зрелищности и артистизма.
Секвенсор и арпеджиатор в PolyBrute 12 реализованы тоже как в синтезаторе MatrixBrute. Однако в отличие от него в PolyBrute они полифонические и имеют ряд уникальных особенностей. Мы не будем подробно описывать их возможности. Отметим лишь, что секвенсор позволяет создавать полифонические последовательности протяженностью до 64 ударов. Кнопки в матрице модуляции служат дисплеем, который отображает задействованные ноты, позволяя с удобством видоизменять и редактировать секвенцию или арпеджио. Интересно выглядит матричный арпеджиатор. Это такой продвинутый арпеджиатор с возможностями секвенсора, позволяющий создавать более сложные ритмические рисунки. Он также является полифоническим и очень удобен в обращении благодаря наглядному отображению всех используемых элементов арпеджио.
Как мы уже писали вначале в PolyBrute 12 используются цифровые стереоэффекты. В синтезаторе имеется три шины с обработкой (модуляция, дилей и реверберация), которые можно использовать одновременно. Выбор алгоритмов обработки происходит переключением кнопки Type. Как вы можете видеть они имеет всего три режима. Однако эффектов гораздо больше. Что бы не загромождать панель управления лишними элементами производитель решил ограничиться двумя фиксированными эффектами и альтернативным режимом "Alt". В нем уже можно выбрать какой-то третий тип эффекта на выбор. В секции модуляции это Flanger, Phaser 12p, RingMod, BitCrusher, Soft Flanger, Phase Flanger, DownSampler и Ensemble. Для дилея доступны Stereo Delay, Long Delay, BBD, PingPong, Karplus, Stereo Spread, Parallel, BBD Spread. В секции реверберации имеется Bright Plate, Room, Dreamy, Springy, Delayed Plate. Кроме этого, имеется скрытый блок с общей эквализацией, который доступен из меню. Но и передачи сырого необработанного аналогового сигнала в синтезаторе также предусмотрена. В этом случае сигнал минуя шины с эффектами отправляется сразу на линейный выход.
PolyBrute 12 оборудован линейным выходом на TRS разъемах. Выход на наушники 1/8 TRS расположен на лицевой стороне синтезатора и регулируется отдельно от линейного выхода. К синтезатору можно подключить две педали экспрессии и педаль сустейн. Для использования синтезатора в конфигурациях с внешними MIDI-устройствами предусмотрены полноценные MIDI DIN разъемы. При этом синхронизация клока может осуществляться по отдельному интерфейсу. USB порт служит для обновления прошивки и взаимодействия синтезатора с DAW через фирменное приложение PolyBrute Connect.
PolyBrute Connect представляет собой приложение, работающую в качестве VST/AU/AAX плагина или самостоятельного приложения на компьютере. С помощью PolyBrute Connect осуществляется двусторонняя связь с синтезатором, позволяющая в реальном времени синхронизировать все настройки и органы управления. Важно понимать, что PolyBrute Connect не виртуальная версия синтезатора. Это графическая оболочка, управляющая синтезатором, но реализованная в виде плагина в DAW, со всеми преимуществами редактирования и автоматизации виртуального инструмента. Как и с любым железным синтезатором треки в DAW необходимо будет оцифровывать через линейный вход звуковой карты. Примечательно, что в проекте можно использовать несколько копий плагина с различными настройками, но активна может быть, разумеется, только одна.
Компания Arturia не перестает нас удивлять новыми интересными продуктами. Обновление флагманского синтезатора PolyBrute получилось совершенно непредсказуемым и крайне привлекательным. Новый синтезатор PolyBrute 12 получился еще более совершенным и передовым инструментом. Хочется верить, что используемая технология FullTouch не ограничется одним только синтезатором PolyBrute 12 и получит применение в последующих продуктах Arturia. Нам прогрессивная клавиатура FullTouch пришлась по душе. Совершенно новые и очень приятные ощущения от иного управления клавишами автоматически порождают свежие творческие идеи и это самое главное. Интересно было бы посмотреть на работу FullTouch технологии и в более амплитудных механиках, где контроль, как нам кажется, может быть еще более убедительным.