Наверняка все прекрасно знакомы с продукцией американцев Apogee. Ставший бестселлером двухканальный Apogee Duet и более продвинутый интерфейс Apogee Quartet зарекомендовали себя в студиях благодаря продвинутой начинке и отличному качеству звука.
Также отличительной чертой продуктов является дорогой дизайн в стиле яблочной продукции и цветной экранчик на верхней панели.
Все эти привлекательные черты переняла и новинка Symphony Desktop, где внутренняя начинка ещё более улучшилась и добавилась аппаратная обработка звука Apogee FX. Официальный ролик раскрывает подробности:
Итак, визуальный интерфейс экранчика позаимствован из старших дорогих моделей Symphony I/O. В дополнение к этому начинка и технические параметры находятся на таком же высочайшем уровне.
Поддержка FX Rack аппаратных плагинов, которые используют внутренний DSP, роднит Symphony Desktop с моделями Apogee Element и Ensemble Thunderbolt. Причём, их внешний вид с регуляторами выводится прямо на сенсорный экранчик
В комплекте c Symphony Desktop идёт лицензия на два таких плагина и скидка на приобретение комплекта остальных плагинов. Важно, что их можно использовать не только в реальном времени, но и полностью программно на CPU в секвенсоре DAW. Переключение между аппаратной и программной обработкой происходит быстро внутри DAW. Производитель говорит, что технология DualPath на данный момент абсолютно уникальная. Обычно пользователю приходится выбирать между режимом Direct Monitoring совсем без обработок и программным мониторингом с задержкой на обработку CPU. С технологией DualPath такой проблемы нет. Можно аппаратно накладывать обработку в реальном времени, без задержек, и затем использовать ту же обработку при работе над миксом, даже на компьютере без Symphony Desktop. Лицензия на чисто софтовые плагины привязывается к ключу iLok.
Единственное, интеграция с DAW пока доступна только на компьютерах Apple. Для Windows интеграция ожидается в будущем, а пока есть аппаратная обработка внутри самого интерфейса и отдельно программные плагины. Также надо отметить, что выбор аппаратных плагинов пока не очень большой, он не может сравниться с конкурирующими решениями UAD или ProTools HD. С другой стороны, такой задачи и не стоит. Вся работа в большинстве студий происходит на программных плагинах по банальной причине большего выбора и доступности, поэтому аппаратная обработка чаще сводится к эквалайзеру и ревербератору, чтобы приблизить звук исполнителя на мониторинге к финалу. Если есть возможность эту самую обработку оставить в миксе, становится совсем хорошо.
Отметим очень высокие параметры оцифровки и воспроизведения, которые мы в дальнейшем полостью подтвердили нашими измерениями. То есть это не теоретические паспортные данные чипов, а настоящие измеряемые цифры с входов и выходов у серийного экземпляра в реальных условиях.
В целом вся начинка, как и измеряемые параметры, является существенным шагом вперёд. По измерениям Symphony Desktop даже немного (на 1 дБ) превосходит флагмана Symphony I/O MKII. Это просто замечательно!
В текущих версиях драйверов и прошивки пока имеются только самые базовые функции. Управление аппаратным плагином Symphony ECS Channel Strip осуществляется только с сенсорного экрана самого устройства. Красивая панель управления для macOS и Windows 10 появится в драйвере версии 1.2.
Всё это управление доступно и сейчас с сенсорного экранчика. Просто настройки раскиданы по разным местам экранного интерфейса. Когда выйдет панель, управлять Symphony Desktop станет удобнее.
Принцип управления настройками довольно прост. На сенсорном экране выбирается параметр, который требуется менять, например, гейн на первом входе. После этого большая ручка позволяет с удобством менять выбранное значение с мелким шагом. Такая система намного лучше, чем если бы всё управление было только с сенсорного экрана. Особенно это касается громкости выходов. Гораздо логичнее вращать большую ручку наощупь и заниматься при этом чем-то более творческим.
Выходы на наушники в количестве двух штук полностью раздельные, с возможностью назначить на каждый свой сигнал и задать свою громкость. Один выход находится спереди, второй сзади. Также спереди находится гитарный вход.
Сзади имеются входы на комбинированных разъёмах XLR/TRS, балансные выходы TRS, цифровой интерфейс ADAT, очень актуальный для iPad разъём USB для MIDI клавиатуры, USB-C для компьютера, разъём питания 30 Вт для сетевого адаптера.
Корпус устройства — литой, металлический, из двух половин очень внушительной толщины. Всё сделано на совесть, всё оставляет ощущение, что делали опытные инженеры.
Внутри в качестве USB контроллера использован XMOS XU216. Марку аппаратного DSP нам не удалось узнать, так как он стоит в труднодоступном месте под экранами, чтобы не влиять на аналоговые цепи.
Внутри имеются целых два ЦАПа, отдельно для линейных выходов и для наушниковых выходов.
Один из них ES9016S, как в моделях Duet и Quarter, а вот второй новый ЦАП это двухканальный ES9028Q2M. Именно он даёт 129 дБА динамический диапазон на линейныйх выходах и более качественный звук, чем в младших моделях интерфейсов Apogee. Это уже уровень Apogee Symphony I/O, только меньше число каналов и нет внешней синхронизации.
Ещё более интересное решение — применить 4-канальный АЦП AKM AK5574 в режиме двойное моно, что дало 123 дБА динамического диапазона на линейных входах.
Для цифрового управления аналоговым усилением использованы контроллеры THAT 5171. Они управляют качественными малошумящими операционниками TI OPA1612A (Кг+шум 0.000015%, собственный шум 1.1 нВ/Гц^1/2).
Для продвинутых читателей сообщаем. Нет, это не опечатка. ОУ OPA1612A имеют стандартную маркировку OVII в типе корпуса WSON-8. Цифры 551 имеют какой-то другой смысл, известный лишь производителю. ОУ OPA551 в таком типе корпусов не выпускались и в схеме предусилителя им делать нечего.
Усилители для наушников собраны на токовых буферах INA1620. Таким образом, наушниковые выходы существенно мощнее и лучше, чем в младших моделях Apogee.
Device: Apogee USB ASIO Driver
Features:
Input channels: 10
Output channels: 10
Input latency: 710
Output latency: 728
Min buffer size: 8
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 512
Granularity: -1
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported
352800 Hz — not supported
384000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (Analog 1) — Int32LSB
channel: 1 (Analog 2) — Int32LSB
channel: 2 (Optical 1) — Int32LSB
channel: 3 (Optical 2) — Int32LSB
channel: 4 (Optical 3) — Int32LSB
channel: 5 (Optical 4) — Int32LSB
channel: 6 (Optical 5) — Int32LSB
channel: 7 (Optical 6) — Int32LSB
channel: 8 (Optical 7) — Int32LSB
channel: 9 (Optical 8) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Playback 1) — Int32LSB
channel: 1 (Playback 2) — Int32LSB
channel: 2 (Playback 3) — Int32LSB
channel: 3 (Playback 4) — Int32LSB
channel: 4 (Playback 5) — Int32LSB
channel: 5 (Playback 6) — Int32LSB
channel: 6 (Playback 7) — Int32LSB
channel: 7 (Playback 8) — Int32LSB
channel: 8 (Playback 9) — Int32LSB
channel: 9 (Playback 10) — Int32LSB
Ограничение по частоте 192 кГц вызвано лишь тем фактом, что по шине USB2.0 в существующей спецификации UAC2.0 самые высокие форматы проходят только при количестве каналов, равных двум. Поэтому если кто-то хочет именно 768 кГц и много каналов, тут требуется более быстрый интерфейс.
Тестируемое устройство | [ASIO] Apogee USB ASIO Driver |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out — line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.0 дБ / 0.0 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ |
+0.01, -0.06 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) |
-123.3 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) |
122.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % |
0.00025 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-108.8 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.00061 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ |
-123.1 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % |
0.00042 |
Отлично |
Общая оценка |
Отлично |
Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц
Мы получили цифры измерений, которые подтверждают рекордные для Apogee паспортные параметры. Какие-либо наводки и прочие проблемы полностью отсутствуют. Отдельно для выхода цифры будут ещё выше, но такое измерение уже потребует специальной измерительной аппаратуры. Из практических преимуществ высоких характеристик — никакого шума не будет, даже если изменить усиление в цифровом виде в несколько раз.
Очень интересным было послушать качество встроенных усилителей и эмуляцию Apogee Alloy в аппаратном DSP. Мы подключали на запись студийный микрофон Neumann TLM102. Звук очень понравился, так как качество записи было одно из лучших, что нам встречалось. При включении эмуляции фирменного преампа происходит небольшой трюк — громкость становится примерно на 2 дБ выше и в звучании начинает просвечивать небольшая тембральная обработка.
На наш взгляд, можно использовать чистые предусилители без эмуляции, так как звук там и без этого отличный. Это уже дело вкуса и творческого инструментария пользователя. К примеру, двухканальные флагманы от RME, ADI-2 PRO и ADI-2 DAC не содержат встроенной обработки как новинка от Apogee, но с другой стороны их звучание — как чистый холст: абсолютная нейтральность, необходимая во многих ситуациях.
Качество звука Symphony Desktop с выходов, в наушниках и мониторах — высокое. Мы подключали для контроля трёхполосные активные студийные мониторы ADAM S3H в подготовленном помещении. Это очень высокий уровень студийного звука. Всё хорошо прослушивается во всех диапазонах частот, а звучащий микс будет обладать хорошей переносимостью на популярные сейчас встречающиеся ЦАП с преобразователями ESS.
Symphony Desktop — это без всяких оговорок флагманский двухканальный интерфейс с интересным аппаратным DSP. После череды однотипных интерфейсов продукт Apogee выглядит как глоток свежего воздуха. Здесь имеются очень интересные собственные наработки производителя, которые позволят существенно расширить творческих инструментарий в коммерческой студии звукозаписи. Единственное ограничение — это число каналов, всего 2 у предусилителя и на линейном выходе. Но всегда можно записывать партии по очереди, наложением, что не является никаким новым или необычным способом для студий. Скорее наоборот, все стараются записать несколько дублей и выбрать наиболее удачный. Так как устройство сложное, не все идеи производитель успел внедрить к старту продаж. В скором обновлении ожидается добавление новых интересных функций. На наш взгляд, было бы хорошо, если бы наработки производителя постепенно спустились бы в более доступную ценовую категорию, когда прогресс оплатит обеспеченная часть пользователей. Очень ждём новых интересных продуктов от американских разработчиков!