Мы уже делали свой обзор на двухканальный USB интерфейс MOTU M2. Это прекрасный образец уникального в своем роде продукта от американских инженеров, который сразу же стал хитом продаж.
От прочих звуковых интерфейсов MOTU M2 выгодно отличается очень хорошей электронной начинкой и красивыми пикметрами на цветном экранчике. В связи с глобальным дефицитом комплектующих, а конкретно микроконтроллеров XMOS и конвертеров AKM, производителю пришлось поменять поставщиков. Поэтому все современные экземпляры MOTU M2 основаны на ARM процессоре и конвертерах ESS. Все эти изменения вызвали обеспокоенность покупателей - не стало ли от этого хуже? У нас появилась возможность сравнить исходную и обновлённую версию, чем мы сегодня и займёмся в нашем обзоре.
Сначала поговорим о внешнем виде. Скрупулёзный анализ корпуса, ручек и разъёмов не выявил никаких отличий. Всё в точности совпадает. Тот же самый крепкий металлический корпус из алюминиевого профиля. Те же самые фирменные разъёмы Amphenol, те же самые цифровые энкодеры для гейна, мастер-регулятора и наушников. Немного другой оттенок у цветного LCD экранчика. У исходной модели он немного отдавал в синеву, а в новой версии был более белый. Возможно, это особенность нашего экземпляра. Ручки регуляторов крутятся абсолютно одинаково, с небольшим приятным усилием. Качество покраски и нанесения надписей одинаково высокое. Коробка абсолютно та же самая, комплектация не поменялась. В целом, мы не нашли никакой внешней разницы, о чём стоило бы беспокоиться пользователю.
Микрофонные входы | |
Разъем
| XLR / TRS комбинированный |
XLR | |
Импеданс | 2.65 кОм |
Фантомное питание | +48 В |
EIN | -129.5 dBu
максимальный гейн, 150Ω, A взвешенное |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0014% |
АЧХ | +0 -0.1 дБ |
Максимальный уровень входа | +10 dBu
в минимальном положении гейна |
Диапазон гейна | 0 .. +60 дБ |
TRS | |
Разъём | Балансный или небалансный,
для линии или гитары |
Импеданс | 1 МОм |
Фантомное питание | отсутствует |
Динамическй дипазон | 114 дБА |
Кг+шум | < 0.0015% |
АЧХ | ± 0.15 дБ |
Максимальный уровень входа | +16 dBu, в минимальном положении гейна |
Дипазон гейна
| 0 .. +57 дБ |
Линейный вход
на задней панели (только для M4) | |
Разъём | Балансный или небалансный, только линия |
Фантомное питание | отсутствует |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0005% |
Максимальный уровень входа | +18 dBu, в минимальном положении гейна |
АЧХ | ± 0.07 дБ |
Линейный выход TRS | |
Разъём | 1/4” TRS, балансный |
Импеданс | 100 Ом |
Динамическй дипазон | 120 дБА |
Кг+шум | < 0.00032% |
АЧХ | +0, -0.1 дБ |
Максимальный уровень выхода | +16 dBu |
Линейный выход RCA | |
Разъём | RCA |
Динамическй дипазон | 119 дБА |
Кг+шум | < 0.00039% |
Максимальный уровень выхода | +16 dBu |
Наушниковый выход | |
Разъём | 1/4” TRS |
Динамическй дипазон | 115 дБА |
Кг+шум | < 0.0003% |
Максимальный уровень выхода | +12.5 dBu |
Несмотря на обновление начинки, паспортные параметры интерфейсов MOTU M2/M4 остались теми же самыми. И это хорошая новость.
Разумеется, именно в электронной начинке имеются существенные различия между двумя версиями.
Внутри микроконтроллер XMOS заменён на 32-битный ARM процессор Cortex-M7 ATSAMS70N20, который мы уже видели в MOTU UltraLite MK5. Также как и раньше, протокол обмена остаётся USB2.0.
Если раньше стоял очень хороший 8-канальный ЦАП ES9016S (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), то производитель и его тоже обновил на 8-канальный ЦАП ES9026PRO (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ), просто потому, что ES9016S уже не выпускается. Оба они полностью аналогичны по всем параметрам. При этом по паспорту у обоих поколений MOTU M2 заявлено 120 дБА динамического диапазона на выходе.
Вместо прежнего 2-канального АЦП AK5552 (динамический диапазон 115 дБА, Кг+шум -106 дБ), применён 2-канальный АЦП ESS ES9820Q (динамический диапазон 116 дБА, Кг+шум -108 дБ). Как видим, хуже точно не стало. По нашим измерениям, обе модели обеспечивают по входам в точности 115 дБА динамического диапазона. Искажения TRS входов также одинаковы и определяются не АЦП, а предусилителем, который остался неизменным. Единственное небольшое отличие в АЧХ. Если у старой MOTU M2 на 20 Гц спад составляет -0.1 дБ, то у новой -0.6 дБ. Это работает обязательный в любой схеме фильтр, который необходим для исключения постоянной составляющей на входе АЦП.
Как мы уже сказали, в обоих поколениях MOTU M2 используется проверенный временем американский интегрированный чип THAT 6263 с цифровым управлением, который объединяет в себе микрофонный предусилитель, контроллер и буфер АЦП. Диапазон гейна от -8 до +34 дБ.
Выход на наушники обслуживает тот же самый ОУ OPA1688. Он выдаёт по паспорту 50 мВт 32 Ом при низких искажениях. Хотя кажется, что такие цифры слабоваты для усилителя, в некоторых бюджетных интерфейсах производители умудряются сделать мощность ещё в 10 раз ниже. Здесь же даже на высокоомных наушниках громкости вполне хватает. Размах сигнала 3.3Vrms даёт довольно неплохой звук даже в Beyerdynamic 990 PRO, без слышимых проблем.
Драйвера для карт не изменились. Обе карты прекрасно работают одновременно в одной системе с одним и тем же драйвером. Панель тоже одинаковая. Прошивки у карт, разумеется, разные, но для пользователя при этом никаких отличий нет. Количество программных входов и выходов не поменялось. Стабильность работы как у всех устройств MOTU высокая, без каких-либо особенностей.
В панели карты имеется полезная галка Use lowest latency, которая позволяет включать и отключать дополнительный буфер, повышая либо скорость прохождения сигнала, либо стабильность.
С этой опцией RTL задержка при буфере 64 семпла составляет 6.2 мс, что очень неплохо.
Напомним, что небольшой буфер и быстрая скорость прохождения сигнала важны для обработки сигнала в реальном времени, например, при игре на MIDI-клавиатуре или обработке звука гитары.
Диагностика ASIO
Наиболее интересные функции ASIO драйвера - это каналы Loopback и Loopback Mix. Это виртуальные каналы, которые нужны для трансляций всех звуков со входов и выходов в интернет.
Измерения обеих карт проводились в одинаковых условиях. Карты одновременно были подключены к одному и тому же ноутбуку и USB разъёму. Питание осуществлялось от батареи. Мы приводим измерения только для линейных RCA выходов карты, но для TRS балансных выходов цифры очень похожи.
Тестируемое устройство | MOTU M2 RCA OUTPUT |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Line-out |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.0 dB / 0.0 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Модель MOTU M2 |
старая |
новая | |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ |
+0.00, -0.10 |
+0.02, -0.13 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) |
-120.0 |
-120.0 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) |
119.6 |
119.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % |
0.00037 |
0.00025 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-104.6 |
-102.1 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.00077 |
0.00125 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ |
-102.3 |
-99.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % |
0.00123 |
0.00076 |
Отлично |
Общая оценка |
Отлично |
Измерения новой версии MOTU M2 в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Разница между цифрами измерений исчеающе мала. Отличный результат в каждом тесте!
Посмотрим на отдельные графики тестов. Для удобства старая и новая версия MOTU M2 совмещены:
Графики АЧХ не отличаются.
Графики шума не отличаются.
Графики теста динамического диапазона не отличаются.
Гармонических искажений чуть-чуть меньше в новой версии.
Интермодуляционных искажений в тесте SMPTE чуть-чуть меньше в новой версии.
Интермодуляционных искажений в тесте CCIF чуть-чуть меньше в новой версии.
В эксплуатации мы не отметили никаких изменений. Все ручки у M2 по-прежнему, цифровые, с фиксированным шагом 1 дБ. Это очень удобно, так как шкала является линейной человеческому восприятию громкости. А цифровые энкодеры явно более долговечны, чем переменные резисторы, где неизбежный перекос по выходным каналам и со временем добавляются шорохи. Сами цифровые регуляторы имеют упоры и риску текущего положения. Плюс такого решения - можно в точности установить равный уровень как всех входных, так и выходных каналов.
Пикметры так же как и ранее выводят только уровень цифрового сигнала до регулятора, то есть никак не зависят от текущего положения ручек линейного выхода. Было бы хорошо иметь, например, разметку в дБ рядом с ручками регуляторов, как в недорогих микшерных пультах.
В интерфейсах нет никакой обработки, ни low cut фильтров, ни эквалайзера. Всё рассчитано на последующую программную обработку средствами DAW. Облегченные версии ПО MOTU Performer и Ableton Live идут в комплекте, также как набор звуков и эффектов.
Мы произвели тестовую запись голоса на оба интерфейса через микрофон Neumann TLM103. В обоих случаях получился прекрасный результат. Оригинальная версия MOTU M2 с АЦП AKM даёт чуть-чуть теплее оттенок голоса, обновлённая MOTU M2 с АЦП ESS даёт чуть-чуть больше деталей. Но разница микроскопическая, так как микрофонный предусилитель внутри абсолютно одинаковый. Если сравнить любую версию MOTU M2 с конкурентами, там различий на порядок больше.
По качеству звучания с линейного выхода, оба интерфейса при быстром переключении с одного на другой не отличаются. Послушав продолжительное время, мы отдаём чуть большее предпочтение обновлённой версии MOTU M2. Ещё раз отметим, что продукт получился очень уданым, звук то, что нужно в студии и с TSR выходов, и с RCA. Высокая детальность, широкая панорама, не слышно тембральных и прочих искажений. Конечно, чудес не бывает - здесь нет DSP эффектов, микшера, даже панель очень скудная, довольно средний по громкости выход на наушники, но зато весь упор сделан на звук входов и выходов. По качеству звук явно лучше, чем в типичном продукте за те же деньги.
Обновлённая версия MOTU M2 нас не разочаровала. Американцы блестяще справились с кризисом комплектующих и в те же деньги нашли альтернативу не хуже. Пользователям старых версий расстраиваться и бежать в магазин менять карту нет никакого смысла, по сути вообще нет отличий. Пользователи новых версий могут быть спокойны, что у них продукт точно не хуже, а может быть и чуть-чуть получше.
Для тех, кому нужны дополнительные чистые линейные входы для оцифровки стоит обратить внимания на интерфейс MOTU M4. Там выходы и микрофонные входы абсолютно те же, даже печатная плата выглядит как точная копия. Также только в M4 есть регулятор баланса между входами и выходами при прямом мониторинге сигнала. Этот регулятор нужен только при записи голоса или инструмента с фонограммой. Если вас интересуют преимущественно выходы, то можно смело брать более дешевую модель M2.
Если же основное назначение интерфейса - это профессиональная работа, если нужна рекорндо низкая задержка, DSP с эффектами, возможность расширения числа каналов, то стоит посмотреть на более дорогие интерфейсы MOTU.