MOTU 828 – это долгожданная новинка 2024 года, самое последнее поколение интерфейсов звукозаписи от американской компании, которая специализируется именно на этой теме.
Очень здорово, что производитель не "почивает на лаврах", а развивается и постоянно внедряет какие-то новые технологии.
Стоит быть внимательным, так как в интернете с тем же названием в поиске выпадает интерфейс 828 mk3 Hybrid. Это очень старая модель 12-летней давности. Её можно узнать по светодиодным пикметрам на передней панели, матричному зеленому экранчику и комбинированному USB2.0/FireWire подключению. Конечно же новая модель MOTU 828 существенно превосходит предшественницу и по внешнему виду, и по параметрам, и по звуку.
Список функций, на наш взгляд, содержит всё необходимое для профессиональной коммерческой студии. Если бюджет позволяет, MOTU 828 вполне подойдет и в любую персональную или домашнюю студию.
MOTU 828 поставляется в коробке огромных размеров, вполовину больше, чем сам интерфейс. Внутри в ложементе находится сам интерфейс и качественный двухметровый USB-C кабель, сертифицированный стандартом USB3.2. Также в комплекте идёт печатная инструкция, однако проще зайти на официальный сайт по адресу motu.com/828-start и посмотреть видео производителя, в котором подробно рассказывается об установке ПО для Windows и Mac.
Крепкий металлический корпус MOTU 828 из алюминия имеет фрезерованную переднюю панель с металлическими ручками. Есть крепления для установки в стандартную рэковую стойку. Также можно просто положить интерфейс на стол или на полку. Снизу нет отверстий для вентиляции, электронная начинка MOTU 828 не нагревается, так что проблем с этим не возникнет. Традиционно для MOTU задействованы фирменные комбо-разъёмы Amphenol. Все ручки для гейна, мастер-регулятора и наушников - это цифровые энкодеры. Регуляторы крутятся абсолютно с небольшим приятным усилием. Качество покраски и нанесения надписей на самом высоком уровне. Спереди удобно расположены разъёмы для подключения микрофонов и гитары, а также пара выходов на наушники. Выходы полностью независимые, на них можно назначить разные источники сигнала или сабмиксы в панели управления.
На задней панели находятся все разъёмы подключения. Разумеется, они все являются балансными и регулируемыми. Выход MAIN OUT назначен на отдельную большую крутилку громкости, остальные управляются из панели. Также на MAIN OUT можно вывести любой выход или сабмикс. Отметим большое количество опций расширения, от RCA SPDIF/Toslink до целых двух банков ADAT, что даёт дополнительно 16 входных и выходных каналов. WordClock служит для интеграции в существующий студийный сетап. Отдельные MIDI-разъёмы позволяют подключать разное оборудование, например MIDI-клавиатуру. Есть даже разъём для педали, чтобы быстро включать какой-то вход.
Характеристики выходов и выходов, а также максимальный размах сигнала указан в таблице:
Разъем | Динамический диапазон | Кг+шум | Уровень сигнала | |
---|---|---|---|---|
Линейные входы | 1/4" TRS, балансный | 120 дБА | -114 дБ | +16dBu |
Линейные выходы | 1/4" TRS, балансный | 125 дБА | -114 дБ | +18dBu |
Микрофонные входы | XLR, балансный | 118 дБА | -114 дБ / -129dBu EIN | +0 dBu без pad |
Выход для наушников | 1/4", TRS стерео | 118 дБА | -110 дБ | +14.4 dBu |
Как мы видим, это очень хорошие цифры, на уровне лучших студийных устройств, со сверхнизкими искажениями. Наши измерения ниже в обзоре их полностью подтвердили. Получаем лучшие параметры среди всех текущих устройств MOTU. Формально флагманом линейки интерфейсов является Thunderbolt/AVB-интерфейс MOTU 828es, вышедший в 2017 году. Но у него цифры искажений входов и выходов -108 дБ, а у новинки целых -114 дБ! Как видим, прогресс не стоит на месте.
Что касается задержки, то Thunderbolt подключение MOTU 828es обеспечивает рекордные 1.6 мс, а USB3.2 подключение MOTU 828 лишь немногим хуже, 2.0 мс. При прочих равных, на наш взгляд, новый 828 смотрится гораздо интереснее, и его намного проще подключать к компьютеру или ноутбуку.
В электронной начинке впервые применена полностью новая цифровая часть. Огромных размеров ARM Cortex-A15 процессор TI Sitara может похвастать поддержкой USB3.2, высокой скоростью работы и встроенным аппаратным DSP TI C66x, поддерживающим VLIW операции с плавающей точкой. Фактически это означает мощное ускорение всех обработок звука с низкой задержкой, за одну операцию процессора. Два чипа поменьше рядом - это оперативная память DDR3 и контроллер питания. Надо отметить, что цифровая часть расположена на отдельной печатной плате, как и полагается.
В качестве АЦП применен 8-канальный конвертор 32 бит 768 кГц AKM AK5578, динамический диапазон 121 дБА, Кг+шум -112 дБ. Рядом с ним расположена его двухканальная версия AKM AK5572 c точно такими же характеристиками. Всего получается 10 независимых каналов оцифровки.
В качестве ЦАП традиционно для MOTU используется 8-канальный ES9026PRO (124 дБА динамического диапазона, Кг+шум -110 дБ). При этом, MOTU получили даже более высокие параметры конечного устройства, чем заявлены в паспорте чипа, что говорит о проведенной серьезной инженерной работе.
Как и во многих старших AVB-интерфейсах MOTU здесь стоит чип PGA2500 - аналоговый микрофонный предусилитель с цифровым управлением уровня входа. EIN собственный уровень шума −128dBu. THD+N при усилении 30 дБ всего 0.0004%. Отметим рекордный гейн до +74 дБ, что позволяет подключать любые самые низкочувствительные динамические и ленточные микрофоны. Выход на наушники обслуживает интегрированный усилитель OPA1688A. Размах сигнала здесь увеличен со стандартных 3.3Vrms до 4Vrms, что хватит для любым массовых моделей наушников.
Блок питания MeanWell обеспечивает совместимость с широким диапазоном сетей переменного тока от 100 до 240 В 50/60 Гц. Ещё один плюс - аппаратная кнопка включения на передней панели устройства. Не нужно тянуться и искать на ощупь выключатель на задней стороне корпуса, как это обычно бывает.
Обычно мы измеряем RTL задержку при буфере 64 семпла при частоте 44 кГц.
В данном случае мы получили 5.8 мс, что очень хорошо. Это одно из лучших значений на нашей памяти. Однако производитель заявляет о 2.0 мс при 96 кГц.
Такое значение действительно достигается при работе в режиме 96 кГц при маленьком ASIO буфере 32 семпла. Стоит ли ставить такое экстремальное значение? Да, если вы используете какую-то программную обработку в реальном времени или виртуальные инструменты, например, при игре на MIDI-клавиатуре или обработке звука гитары. Стоит только учесть, что такое значение потребует очень быстрый компьютер с современным процессором. В обычных случаях гнаться за рекордной задержкой смысла нет. Услышать задержку нереально и на качество звука это никак не влияет.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 30
Output channels: 32
Input latency: 91
Output latency: 235
Min buffer size: 16
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 64
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic/Line/Inst In 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic/Line/Inst In 2) - Int32LSB
channel: 2 (Line In 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line In 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line In 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line In 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line In 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line In 8) - Int32LSB
channel: 8 (Line In 9) - Int32LSB
channel: 9 (Line In 10) - Int32LSB
channel: 10 (Loopback In 1) - Int32LSB
channel: 11 (Loopback In 2) - Int32LSB
channel: 12 (S/PDIF In 1) - Int32LSB
channel: 13 (S/PDIF In 2) - Int32LSB
channel: 14 (Optical In A 1) - Int32LSB
channel: 15 (Optical In A 2) - Int32LSB
channel: 16 (Optical In A 3) - Int32LSB
channel: 17 (Optical In A 4) - Int32LSB
channel: 18 (Optical In A 5) - Int32LSB
channel: 19 (Optical In A 6) - Int32LSB
channel: 20 (Optical In A 7) - Int32LSB
channel: 21 (Optical In A 8) - Int32LSB
channel: 22 (Optical In B 1) - Int32LSB
channel: 23 (Optical In B 2) - Int32LSB
channel: 24 (Optical In B 3) - Int32LSB
channel: 25 (Optical In B 4) - Int32LSB
channel: 26 (Optical In B 5) - Int32LSB
channel: 27 (Optical In B 6) - Int32LSB
channel: 28 (Optical In B 7) - Int32LSB
channel: 29 (Optical In B 8) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Main Out L) - Int32LSB
channel: 1 (Main Out R) - Int32LSB
channel: 2 (Line Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line Out 8) - Int32LSB
channel: 8 (Line Out 9) - Int32LSB
channel: 9 (Line Out 10) - Int32LSB
channel: 10 (Phones 1L) - Int32LSB
channel: 11 (Phones 1R) - Int32LSB
channel: 12 (Phones 2L) - Int32LSB
channel: 13 (Phones 2R) - Int32LSB
channel: 14 (S/PDIF Out 1) - Int32LSB
channel: 15 (S/PDIF Out 2) - Int32LSB
channel: 16 (Optical A 1) - Int32LSB
channel: 17 (Optical A 2) - Int32LSB
channel: 18 (Optical A 3) - Int32LSB
channel: 19 (Optical A 4) - Int32LSB
channel: 20 (Optical A 5) - Int32LSB
channel: 21 (Optical A 6) - Int32LSB
channel: 22 (Optical A 7) - Int32LSB
channel: 23 (Optical A 8) - Int32LSB
channel: 24 (Optical B 1) - Int32LSB
channel: 25 (Optical B 2) - Int32LSB
channel: 26 (Optical B 3) - Int32LSB
channel: 27 (Optical B 4) - Int32LSB
channel: 28 (Optical B 5) - Int32LSB
channel: 29 (Optical B 6) - Int32LSB
channel: 30 (Optical B 7) - Int32LSB
channel: 31 (Optical B 8) - Int32LSB
Напомним, что Loopback In - это виртуальные каналы, которые нужны для трансляций всех звуков со входов и выходов в интернет.
Хотя управлять MOTU 828 можно с любого устройства в локальной сети, панель управления CueMix 5 представляет собой отдельное приложение, с масштабируемым интерфейсом, который хорошо подходит для современных HiDPI экранов.
Не смотря на обилие входов и выходов, MOTU 828 максимально простое и понятное. Панель имеет вкладки, на которых сгруппированы пикметры и регуляторы каналов. Те же пикметры выводятся на экранчик на передней панели.
Производитель оперативно выпускает обновления прошивки. В текущей прошивке у нас во время тестирования всё работало стабильно, без нареканий.
На каждый канал можно наложить аппаратный 4-полосный параметрический эквалайзер. Особенно ценно, что можно регулировать добротность Q и менять тип фильтра для крайних полос.
Гейт и компрессор имеют стандартные параметры управления. Это стандартные эффекты, без какой-либо эмуляции аналоговых приборов. Если нужна какая-то специфическая студийная обработка реального времени, её можно подключить в виде отдельного аппаратного устройства в разъёмы SEND и RETURN на первых двух каналах.
Ревербератор расположен на отдельной шине эффектов и имеет единые параметры для всех каналов. Качество всех эффектов хорошее, применимое в реальной жизни.
Мы приводим измерения, соединив выходы TRS и входы карты.
Тестируемое устройство | [ASIO] MOTU Gen 5 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.8 dB / -0.8 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ |
+0.03, -0.10 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) |
-121.1 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) |
120.7 |
Отлично |
Гармонические искажения, % |
0.00014 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-109.1 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.00045 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ |
-120.4 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % |
0.00046 |
Отлично |
Общая оценка |
Отлично |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Получился отличный результат, подтверждающий заявленные высокие паспортные параметры.
Отличный результат по искажениям. Спектр гармоник благоприятный, главный вклад 2 и 3-й гармоники.
Все ручки у MOTU традиционно цифровые, с фиксированным шагом 1 дБ. Это очень удобно, так как шкала является линейной человеческому восприятию громкости, а цифровые энкодеры явно более долговечны, чем переменные резисторы, где неизбежный перекос по выходным каналам и со временем добавляются шорохи.
Мы не задействовали всю мощь USB3.2 подключения, так как у нас не было задач записывать и выводить сразу 30 каналов. Однако и в любых стандартных вещах здесь всё на высоком уровне, с удобной точной индикацией всех положений регуляторов в дБ и пикметрами со шкалой в дБ и индикацией пиков. Экранчик, наконец, дорогой и яркий, с графикой высокого разрешения.
Помимо пикметров входов и выходов, на экранчик можно вывести основные настройки интерфейса, на тот случай, если он будет использовать автономно, при подключении по ADAT.
Мы сравнили MOTU 828 и имеющийся у нас в постоянном пользовании MOTU M2. Тестовая запись голоса производилась через микрофон Neumann TLM103. В обоих случаях получился прекрасный профессиональный результат, с небольшим перевесом по прозрачности в сторону топ-модели MOTU 828. АЦП AKM на наш взгляд даёт приятный теплый оттенок голоса, по сравнению с АЦП ESS в последних моделях MOTU. Но разница исчезающе мала. По качеству звука с линейных выходов и в наушниках также мы отдаём предпочтение MOTU 828.
По итогам тестирования MOTU 828 нам очень понравился. Хотя и остальные интерфейсы MOTU ничем не хуже, всё-таки приятнее работать с топ-моделью, с максимальным качеством конверторов и сверхнизкими искажениями. Кроме этого, интерфейс MOTU 828 оказался очень простым и понятным в работе. Также нам пришелся по вкусу внешний вид и дорогой качественный экранчик. Не забываем и про аппаратные эффекты, так что интерфейс может вполне заменить микшер для живого мероприятия. Особенно учитывая, что есть возможность управлять удалённо по Wi-Fi, с ноутбука или с iOS приложения CueMix. 10 аналоговых входов и 14 аналоговых выходов позволят решать любые сложные задачи в студии, а, при необходимости, масштабировать возможности записи за счет двух банков ADAT по 8 каналов в каждом.